Четверг, 09.05.2024, 12:34
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование компетенция здоровьесбережения учащихся на уроках и во внеурочной деятельности естественного цикла

Формирование компетенции здоровьесбережения учащихся на уроках и во внеурочной деятельности естественного цикла.

Учитель химии Авдеева Светлана Викторовна

МОУ «СОШ № 55» Ленинского района г. Саратова

«Ничто так не содействует успеху нашей деятельности, как крепкое здоровье. Наоборот, слабое здоровье слишком мешает ей ».
Фрэнсис Бэкон
Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса, формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, формирование компетенции здоровьесбережения у обучающихся – важнейшая цель здоровьсберегающей педагогики.
Основными задачами школы в пропаганде ЗОЖ являются:
• Реализация мероприятий, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья учащихся.
• Пропаганда здорового образа жизни.
• Формирование у учащихся личной ответственности за состояние здоровья.
• Обучение приемам здоровьесбережения.
Компетенция здоровьесбережения включает в себя: знание и соблюдение норм ЗОЖ, знание опасности курения, алкоголизма наркомании, СПИДа. Знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода, физической культура человека, свободы и ответственность выбора образа жизни. Современные технологии обучения здоровью представляет собой включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.
Здоровье - это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия.
Медики констатируют значительное ухудшение состояния здоровья у детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, патология зрения, все чаще среди школьников диагностируются аллергические заболевания, нарушения в опорно-двигательной системе, депрессивные состояния. У учащихся повышается утомляемость, и уже никого не удивляет такой диагноз, как синдром хронической усталости.
Образовательные учреждения стремятся отвечать на новые запросы общества: проблема формирования здорового образа жизни является одной из актуальнейших в системе воспитания и обучения современной школы.
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребенка сохранять свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим с собою и окружающим миром.
Воспитание ценностных ориентаций на здоровье, обучение здоровьесберегающему поведению обучающихся осуществляется через базовые предметы биология, экология, химия так и через внеклассную работу, через классные час, игровые занятия, кружки, агитбригады и т.д. Учащиеся знакомятся с гигиеническими правилами по уходу за кожей лица, рук, ног, волосами, зубами, с болезнями, связанными с нарушением правил гигиены. Большое внимание уделяется режиму учебы, отдыха, сна, подготовки к экзаменам. Обучаются методам снятия утомления, стресса.
Ведется работа по профилактике инфекционных заболеваний: рассматриваем причины возникновения инфекционных заболеваний, источники, пути передачи, поведение во время болезни, ответственность за распространение инфекций. Учащиеся получают информацию о СПИДе, заболеваниях передающиеся половым путем, о наследственных заболеваниях.
Большое внимание уделяется профилактике вредных привычек: табакокурению, употреблению спиртных напитков, наркомании.
Основное содержание предложенных мероприятий связано с воспитанием у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированием представлений о здоровье как ценности. «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...». Эти слова принадлежат замечательному русскому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.
Современному педагогу в своей работе необходимо руководствоваться принципами здоровьесберегающей педагогики:
1. Принцип ненанесения вреда.
2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
3. Принцип триединого представления о здоровье - неразрывное единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
4. Принцип непрерывности и преемственности
5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися
6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
7. Комплексный, междисциплинарный подход
8. Принцип медико-психологической компетентности учителя
9. Принцип гармонического сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий
10. Приоритет позитивных воздействий над негативными.
11. Приоритет активных методов обучения.
12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии.
13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
14. Принцип отсроченного результата.
15. Принцип контроля за результатам.
Создавая концепцию по укреплению здоровья, важно учитывать все компоненты здоровья, продумать работу так, чтобы в ней были задействованы не только ученики, но и их родители и учителя. Необходимо в тесной взаимосвязи учитель-родитель формировать идеала жизни и идеала человека, формировать благоприятные тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения и уменьшение воздействия на него различных факторов.
В школьном социальном проекте «За здоровый образ жизни» мы используем различные формы работы:
- долгосрочный социально-значимый проект «Формула жизни», проводимый совместно с областным краеведческим музеем;
- тематические классные часы;
- встречи с медработниками, беседы, диспуты, конференции, выпуск буклетов, тематических газет;
- пропаганда знаний о рациональном питании и оптимальном двигательном режиме;
- конкурс презентаций;
- дни здоровья;
- школьная агитбригада «Спорт-Стайл», пропагандирующая спорт – как образ жизни.

Предлагаем темы классных часов но вопросам гигиены и охраны здоровья учащихся:
Сентябрь. Как сказать «Нет!» О вреде наркотиков. Просмотр и обсуждение фильма
Октябрь. Зависимость здоровья от окружающей среды. Профилактика заболеваний в
осенне-зимний период.
Ноябрь. СПИД - болезнь 21 века? К Всемирному - Дню борьбы со СПИДом.
Декабрь. Сохрани здоровье смолоду. О пользе закаливания.
Январь. Стрессы и здоровье. Встреча со школьным врачом.
Февраль. Режим дня старшеклассника.
Март. Вредные привычки и здоровье человека. «Три ступени, ведущие вниз».
Апрель. Правильное питание - залог здоровья.
Май. Краткие сведения о болезнях, передающихся по наследству.


Литература:
1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
2. Корягин А.В. Модель «Школа здоровья» в условиях инновационного учебного заведения // Педагогическое обозрение.- 2000.- №3.-С.89-92.
3. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Кн. для учителей и родителей. - М.:Просвещение,1992
4. Школа 2100. Педагогика здравого смысла. Выпуск 7.- М., "БАЛАСС”, 2003



Категория: Мои статьи | Добавил: inna1999innap362356 (09.01.2012)
Просмотров: 1853 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024       Конструктор сайтов - uCoz