Четверг, 09.05.2024, 12:41
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Методические разработки » Уроки

Методическая разработка урока в 8 классе "Портреты воды"
Методическая разработка урока
по химии в 8 классе
на тему: «Портреты воды»

Учитель химии высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 55» г. Саратова
Авдеева Светлана Викторовна

Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, типы хим. реакций на примере химических свойств, значение воды для живых организмов, а так же выяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемам решать экспериментальные задачи. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами.
Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.
Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.
Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с очисткой воды.
Формируемые компетенции: учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края; информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;
коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.
Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, экспериментальные задачи, решение задач ), работа в парах (взаимопроверка), индивидуальная (беседа, работа с рабочей тетрадью, работа с рабочей карточкой), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).
Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.
Компьютерная презентация к уроку позволяет учащимся:
1. Получить знания о химических свойствах и значении воды.
2. Приобрести навыки работы с веществами и оборудованием.
3. Получить представление о распространенности воды в природе, в живых организмах.
4. Получить знания о проблемах уменьшения количества пресной воды.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Лабораторное оборудование и реактивы: чашка с водой, металлический натрий, фенолфталеин, стаканы с водой из разных источников (водопроводная, дистиллированная), оксид кальция, воронка, фильтр, колба, мрамор, соляная кислота, газоотводная трубка, пробирки, лакмусовая индикаторная бумага.
На столах учащихся: две пронумерованные пробирки, в которых налиты водопроводная вода, известковая вода, две полоски универсальной индикаторной бумажки.
Вступление: Учитель. Ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с удивительным веществом жизни водой, ее физическими свойствами, аномалиями, нахождением в природе, значением и природными запасами.
Эпиграф
«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое.
Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете »
Французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери.
И наш урок посвящается самому знакомому и в то же время самому загадочному веществу – воде.
На доске предлагается двум ученикам решить задачи на массовую долю растворенного вещества.
Один ученик готовится к устному ответу о составе и строении молекулы воды, видах химических связей между атомами в молекуле, смещении химических связей, зарядах на атомах в молекуле воды.
В это время ученик рассказывает презентацию о нахождении воды в природе, затем второй о содержании воды в живых организмах.
Учащимся предлагается решить задачу. Известно, что в организме человека - вода составляет 70%. Рассчитать, какая масса организма приходится на воду.
На столах учащихся разложены рабочие карточки, в которых учащиеся записывают расчеты и решения, а также прописана техника безопасности, прописаны экспериментальные задачи.
Затем учащиеся решают задания на слайдах. И осуществляют взаимопроверку.
Учащийся, подготовивший теоретический вопрос о составе и строении молекулы воды отвечает у доски. Учитель проверяет задачи, решенные у доски.
Ученик показывает на слайдах алхимические обозначение воды, земли, огня, воздуха. (Это было его домашнее задание)
Учащимся предлагается решить экспериментальную задачу. В двух стаканах налита водопроводная и кипяченая вода. Можно ли по внешнему виду можно различить где какая вода?
Затем учитель предлагает учащимся ответить на вопрос «Что такое дистиллированная вода?»
Демонстрируется прибор для получения дистиллированной воды.
Предлагается вспомнить типы химических реакций.
Демонстрируется учебный фильм о типах химических реакций.
Объяснение нового материала.
Рассмотрим реакцию замещения на примере взаимодействия натрия с водой.
Учитель проводит демонстрационный опыт.
Ученик прописывает уравнение на доске, называя тип реакции.
Рассмотрим реакцию соединения.
Демонстрационный опыт взаимодействия оксида кальция с водой. Фильтрование известкового «молока» и получение известковой воды.
Ученик на доске записывает уравнения реакций, определяя тип реакции.
Решение экспериментальной задачи (весь класс). Предварительно учить обращает внимание учащихся на технику безопасности, которая прописана на рабочих карточках учеников.
В двух пронумерованных пробирках: вода, известковая «вода». Определить вещества с помощью индикаторной бумажки. Результаты оформить в рабочую карточку.
Демонстрационный опыт взаимодействия углекислого газа с водой и образованием угольной кислоты. Образование кислоты докажем индикаторной бумажкой. Лакмусовая бумажка становится красной. Ученик записывает уравнения реакций на доске.
Просмотр фильма-опыта «Электролиз воды под действием электрического тока».
Ученик на доске записывает уравнение реакции. Определяет тип реакции.
Реакцию обмена рассмотрим на примере взаимодействия солей с водой.
Учащиеся на доске записывают уравнения с помощью учителя. Вводится понятие гидролиза солей.
Закрепление материала.
Учащимся предлагается ответить на тестовые вопросы. Результаты оформляются в специальные юмористические бланки ответов, из которых оформляется коллективное фото учащихся класса.
Задается домашнее задание. Параграф № 33, вопросы после параграфа. Предлагается желающим подготовить презентации на тему «Портреты воды».
Дополнение к уроку. Вопросы прописаны на слайдах.
1. Объяснить с химической точки зрения.
«Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в него угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная…»
(Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»)
2. Почему снежинки имеют такую форму? На слайдах фотографии снежинок
3. Особая реакция в зеленых растениях с участием воды.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок за работу на уроке.



Категория: Уроки | Добавил: inna1999innap362356 (21.04.2012)
Просмотров: 759 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024       Конструктор сайтов - uCoz