Четверг, 09.05.2024, 12:29
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Методические разработки » Уроки

"Самое удивительное вещество на земле" 8 класс
Тема урока: « Самое удивительное вещество на Земле - вода»
Тип урока. Урок «открытия» новых знаний.
Цель урока:
1. Изучить химические свойства воды;
2. Продолжить развитие представлений учащихся о физических и химических превращениях веществ на примере свойств воды;
3. Продолжить формировать представление обучающихся о единой картине мира на основе изучения химических свойств воды.
Задачи урока:
1. Закрепить знания учащихся о классификации химических реакций на примере изучения химических свойств воды.
2. Развивать логическое мышление, внимательность, кругозор учащихся, умения осуществлять анализ учебного материала и делать выводы,
интерес к предмету и точным наукам, познавательный интерес; умение работать самостоятельно, планировать свою учебную деятельность. Развивать умения выделять признаки для классификации. Развивать речь учащихся, сенсорную, двигательную и эмоциональную сферы. Развивать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами, умения определять вещества с помощью качественных реакций.
3. Используя технологию деятельностного подхода, формировать у обучающихся критическое мышление. Формировать навыки взаимодействия и сотрудничества, чувство ответственности. Формировать навыки выступления перед аудиторией. Формировать комплексные ключевые компетенции обучающихся как необходимое условие качественного образования и воспитания.
Методы и методические приемы: словесный (объяснение, дискуссия, инструктаж); практический, наглядный, видеометод, проблемный, аналитический, сравнительный, классификационный, частично-поисковый.
Технологии: технология развития критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие, проблемного обучения.
Оборудование и реактивы:
На доске: дата проведения урока
Презентация к уроку. Мультимедийное оборудование.
Диск: «Химический эксперимент» 8 класс тема: «Периодический закон» - взаимодействие щелочных металлов с водой.
На столе учителя: План-конспект, раздаточный материал (15 шт.)
На демонстрационном столе: 4 стекл. стакана с водой, оксид железа (III), оксид фосфора (V), оксид кальция, речной песок, 4 лопатки, 4 стекл. палочки,
Фенолфталеин, метиловый оранжевый, экран белый.
На столах учащихся: карточки-задания, четвертинка листочка.
Литература:
Некрасова Л.И. Химия. 8 класс. Карточки заданий к учебнику Габриеляна О.С. – Саратов: Лицей, 2004. – 112 с.
Научно-методические журналы «Химия в школе».

Ход урока.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.
Организационный момент
______________
II. Актуализация знаний учащихся: Проверка готовности класса к уроку, с помощью эпиграфа и девиза настраивает учащихся на работу
___________________________________
1. Учитель опрашивает фронтально устно (за правильный ответ учащийся получает жeтон) (Приложение1), корректирует ответы учащихся, предлагает самим исправить ошибку в ответе.
2. Дает задание найти соответствие
(задание на карточках) с целью разгадать шифр «черного ящика», в котором находится объект изучения.
(Приложение 2)
3. Проверка с/р после сдачи работ


4. дает критерии оценивания выполнения с/р Демонстрируют готовность к уроку, приветствуют учителя
___________________
1. Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя (за правильный ответ учащийся получает жетон).


2. выполняют задание на соответствие на листочках самостоятельно по вариантам и сдают работы.

3. говорят получившийся ответ (по одному учащемуся от каждого варианта)
4. оценивают свою работу.

III. Изучение нового материала – открытие нового знания.
1. предлагает отгадать загадки и определить, что находится в «черном ящике» (Приложение 3) и предлагает сформулировать тему урока. Подводит к формулировке темы урока. Записывает тему урока на доске.
2. предлагает сделать «набросок портрета воды»: с помощью вопроса: что мы знаем о воде? Создает «корзину идей», делая записи высказываний учащихся о воде на доске и т.о. подводит к формулировке цели урока: а что еще не знаем и что хотим узнать.
3. проводит инструктаж по выполнению домашнего задания (дает дифференцированное домашнее задание)
(Приложение 4)
4. предлагает составить «химический портрет воды» на основании «Личного дела воды» (Приложение 5) следит за правильной позой учащихся во время работы с текстом. 1. дают устные обоснованные ответы, за которые получают жетоны.
Формулируют тему урока и записывают тему урока в тетради

2. отвечают устно, формулируют цель урока, исходя из темы





3.записывают домашнее задание в дневники.



4. учащиеся самостоятельно анализируют предложенный текст

IV. Рефлексия
Закрепление изученного материала.
1. Предлагает составить рецензию текста по плану (Приложение 6)
2. проводит проверку рецензий

3. проводит обсуждение химических свойств воды
4. предлагает проверить предложенные ответы экспериментально.
А) Демонстрирует видео - опыт взаимодействия воды с литием и проводит обсуждение опыта, записывает уравнение реакции на доске с помощью учащихся. Просит дать характеристику типа данной реакции.
Б) Проводит инструктаж по технике безопасности. Демонстрирует опыт взаимодействия воды с различными оксидами металлов и неметаллов, проводит повторение качественных реакций на кислоты и основания. Проводит обсуждение опыта. 1. Работают в тетрадях

2. желающие зачитывают рецензии
3. отвечают устно на вопросы учителя
4. смотрят видео- фрагмент,
Устно комментируют опыт.
Делают записи в тетрадях, предсказывают продукты реакции, указывают тип химической реакции.
Отвечают на вопросы учителя, анализируют проведенный опыт.
V. Подведение итогов урока Подводит итог урока, дает мотивированную оценку Самостоятельно оценивают свою работу на уроке.
Приложение 1
Вопросы для фронтального опроса:
1. Перечислите типы химических реакций.
2. Дать определение каждому типу химических реакций.
3. «Угадай-ка»:
1) Реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы какого-нибудь элемента в сложном веществе.
2) Реакции между сложными веществами, в результате которых они обмениваются своими составными частями.
3) Реакции, при которых из 2-х и более веществ образуется одно сложное.
4) Обратная реакции соединения.
Приложение 2
Химическое уравнение
1 вариант Тип химических реакций
Реакция замещения Реакция соединения Реакция разложения
Реакция обмена
CaO+P2O5 = Ca3(PO4)2 5 1 9 2
NaNO3= NaNO2 + O2 7 4 8 3
Pb3O4 + H2 = Pb + H2O 3 9 6 0
Fe(OH)3 + H2 SO4 = Fe2(SO4)3 + H2O 4 5 7 2
Al + CuCl2 = AlCl3 + Cu 1 8 6 0
Химическое уравнение
2 вариант Тип химических реакций
Реакция замещения Реакция соединения Реакция разложения
Реакция обмена
CuCl2+ Mn = MnCl2 + Cu 1 5 9 2
CrO3= Cr2O3 + O2 7 4 8 3
Ca(OH)2 +H3 PO4 = Ca3(PO4)2 + H2O 0 9 6 3
MnO2 + Al = Al2O3 + Mn 2 5 7 4
BaO+ H2O = Ba(OH)2 8 1 6 0

Приложение 3
«-Какое топливо заменит уголь?
-…., - ответил инженер.
-….? – переспросил Пенкроф…
-Да, но …, разложенная на составные части, - пояснил Сайерс Смит. – Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой…»
(фрагмент из романа Ж. Верна «Таинственный остров»)
Какое вещество древний философ Фалес из Милета ещё в VIв. до н.э. назвал первым началом и сущностью всего?
(вода)
Приложение 4
Домашнее задание:
§ 33, упражнения;
* Напишите стихотворение, песню,
* Составьте шараду, загадку, ребус о воде
Приложение 5

«ЛИЧНОЕ ДЕЛО ВОДЫ»
Она необходима нам всегда,
И юный химик, верно, пожелает
Узнать, с чем реагирует вода
И как она в реакции вступает.
Глава 1
Взаимодействие воды с простыми веществами
Опишет наша первая глава
Процессы водорода замещения,
И как с водой простые вещества
Вступают в непростые отношения
1. Реакции воды с металлами
Кусочек натрия пинцетом взят.
Отметьте, что условия обычны.
Опустим в воду – тут же результат:
Пошла реакция, она экзотермична.

Вмиг из воды наш щелочной металл
Газ водород активно вытесняет,
А тот, ликуя, что свободным стал,
Шипит и натрий по воде гоняет.
Кружит металл, как шаловливый пес,
Как будто за хвостом своим гоняясь,
Потерю электронов перенес,
С гидроксогруппой в щелочь превращаясь:
2 Na + 2 HOH = 2 NaOH + H2 ↑ + Q
Основание
(щелочь)
Гидроксид
натрия
Аналогично все произойдет
У кальция – активного металла:
Пока он вытесняет водород,
Вода ему гидроксогрупп прислала:
Сa + 2 HOH = Сa(OH)2 + H2 ↑
Основание
(щелочь)
Гидроксид Кальция
А индикатор проливает свет
На появленье оснований сильных:
Раствор в малиновый окрасив цвет,
Групп подтвердит наличие гидроксильных.

Теперь не столь активный цинк возьмем
С водой. Но при условиях обычных
Мы признаков реакций не найдем,
Стараясь даже на «отлично»

Но если сильно мы нагреем смесь,
То пузырьками на себя укажет
Газ водород, и, появляясь здесь,
Он о реакции тем самым скажет:
Zn + H2O = ZnO + H2 ↑
Лавуазье реакцию провел,
Пар водяной горячий пропуская
Чрез раскаленный оружейный ствол,
Газ, водород при этом получая:
3Fe + 4 H2O = Fe3O4+ 4 H2 ↑
Но в чем, кроме условий, состоит
Различие реакций меж собою?
Активных лишь металлов гидроксид
Получится в реакции с водою.

А действует ли на металл вода,
Коль он стоит в ряду за водородом?
(см. рад активности металлов или электрохимический ряд напряжений)
Не реагирует с водой он никогда,
Увы! Уж такова его природа.
2. Реакции воды с неметаллами
И неметаллы могут вытеснять
Газ водород из водяного пара.
К примеру, угольки мы можем взять,
Но предварительно задав им жару:
С+ H2O = СO + H2 ↑
Глава 2
Взаимодействие воды со сложными веществами
1. Реакции воды с основными оксидами
Поговорим о сложных веществах.
С оксидами сначала разберемся,
Причем практически, не на словах
Взаимодействия коснемся.

Оксид не каждый скоростью большой
Польстит воде в реакции ответной.
Но те, металл в которых щелочной,
С ней реагируют вполне заметно:
Na2O + H2O = 2 NaOH
К оксиду кальция воды прилить –
Вмиг в гидроксид случиться превращение.
Так мы «пушонку» можем получить,
Ведь происходит извести гашение:
СаO + H2O = Сa(OH)2 + Q
Основание
(щелочь)
Гашеная
Известь («пушонка»)
В природе есть железная руда,
Железняки – основные оксиды.
Так вот, не растворяет их вода,
Но мы не держим на нее обиды:
Fe3O4 + H2 О ≠ Оксид железа (II, III)
Магнитный железняк
Fe2O3 + H2 О ≠ Оксид Железа (III)
Красный железняк
2. Реакции воды с кислотными оксидами
Нам так приятен летнею порой
Вкус кислый газированной водицы!
А обусловлен он, представьте, кислотой,
И знать реакцию вам пригодиться.

Оксид кислотный – углекислый газ –
С водой соединяется охотно,
Хоть воду эту пили мы не раз,
Не думали, что пьем раствор кислотный.

Но пусть вас не пугает сей рассказ,
Ведь угольная кислота непрочна
И, разлагаясь, снова даст нам газ
И воду – в уравнении все точно:
H2 О + СО2 ←→ H2 СО3 Кислотный угольная Оксид кислота
Теперь рассмотрим серы диоксид.
И это тоже газ – оксид кислотный.
Он в воздухе, коль топливо горит,
И не смотри на это беззаботно.
Есть влага также в воздухе всегда.
И, к сожаленью, дальше что бывает?
С оксидом реагирует вода,
На землю дождь кислотный выпадает:
H2 О + SО2 = H2 SО3
Кислотный сернистая
Оксид кислота (слабая)
А дальше – больше: серы триоксид
С водой в реакции – сгустились тучи,
И снова кислота на нас летит!
Но серная – она сернистой круче:
H2 О + SО3 = H2 SО4
Кислотный серная
Оксид кислота (сильная)
А под ногами нашими песок –
Оксид кислотный. Только он едва ли
С водой соединиться мог,
Не то бы мы по кислоте шагали:
H2 О + SiО3 ≠
Оксид
Кремния
Так как же общий вывод прозвучит?
У вас уже есть опыт ощутимый:
С водой соединяется оксид,
Когда продукт реакций – растворимый.



Приложение 6

1. Чему посвящен данный текст? Что заинтересовало вас в тексте и почему?
2. Что является в нем самым главным? Каковы основные направления изложения?
3. Какая новая информация или необычные позиции обнаружены вами в тексте?

4. Понятно ли раскрыто содержание текста? Какие места в нем наиболее трудные?
5. Какие вопросы возникли при чтении? О чем захотелось узнать дополнительно?
6. Какой вывод можно сделать из прочитанного?
Категория: Уроки | Добавил: inna1999innap362356 (24.01.2012)
Просмотров: 873 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024       Конструктор сайтов - uCoz